Транспортные договоры

Сегодня рассмотрим тему: "транспортные договоры", постараемся выделить самое главное и, при необходимости алгоритм действий. При этом, вам доступны эксклюзивные комментарии нашего эксперта. Все вопросы вы можете задать в специальной форме после статьи. Обращаем внимание, что перед заданием вопросов стоит внимательно прочитать статью, потому что большинство ответов там уже есть.

К транспортным договорам относятся:

– договоры об организации перевозок грузов;

– договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа;

Договоры перевозки, в свою очередь, различаются по виду транспортных средств:

– перевозка по внутренним водным путям.

Кроме того, закон выделяет договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении. Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с транспортным законодательством о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

Видео (кликните для воспроизведения).

Участники транспортных договоров – грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, причем грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. Каких-либо специальных требований к статусу грузоотправителя и грузополучателя закон не предъявляет – ими могут быть любые дееспособные лица. Перевозчик (пароходство, железная дорога и т.д.) – профессиональная организация, юридическое лицо, действующее на основании лицензии. Договоры перевозки требуют письменной формы, установленной, как правило, транспортными уставами и кодексами.

Участники транспортных договоров (грузоотправители, перевозчики, грузополучатели) несут гражданско-правовую ответственность на общих основаниях. Этот основной принцип выражен в ст. 793ГК РФ: в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Вина как условие имущественной ответственности в транспортных обязательствах в соответствии с правилами генерального деликта присутствует и в отношениях перевозки. В частности, необходимость наличия определенной степени вины перевозчика выражается в следующей норме: он несет ответственность за несохранность груза (багажа), происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что неисполнение обязательства произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело.

Перечисленные в Гражданском кодексенормы об ответственности перевозчика предусматривают ответственность только за наиболее существенные нарушения, носящие общеправовой характер:

за неподачу транспортных средств перевозчиком и неиспользование поданных транспортных средств отправителем (ст. 794);

за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796). Составы иных правонарушений предусмотрены транспортными уставами и кодексами. Ответственность в таких случаях выражается в виде штрафа, носящего характер законной исключительной неустойки. Убытки грузоотправителя, в отличие от принципов общегражданской ответственности, также определяются транспортным законодательством.

Значимость транспортных соглашений, существо обязательств, из них вытекающих, и значительный публичный интерес в этой сфере предпринимательского оборота обусловливают и особый порядок рассмотрения споров по договорам перевозки. Так, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в установленном транспортным уставом или кодексом порядке. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок, причем в данном случае установлен особый срок исковой давности – один год.

Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз грузов и другие).

Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами. Таковыми, в частности, являются Правила централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории Российской Федерации, выполняемого транспортно-экспедиционными предприятиями (утвержденные Министерством путей сообщения РФ 14 мая 1993 г.). Эти и ряд подобных правил детально регламентируют порядок заключения договоров между транспортными организациями, а также содержат примерные формы таких договоров.

Видео (кликните для воспроизведения).

К особым соглашениям, относящимся к транспортным обязательствам, относится договор буксировки, в силу которого пароходство (речной порт, пристань) обязуется за установленную плату буксировать плот или судно до назначенного пункта или в течение определенного времени, или до выполнения определенного маневра (ст. 225КТМ,126УВВТ). Договор буксировки является возмездным и двусторонним, может быть в зависимости от содержания как реальным, так и консенсуальным. Обладая определенным сходством с традиционным договором перевозки, договор о буксировке в силу предмета (действия по перемещению плавучего объекта) занимает определенное самостоятельное место в транспортных правоотношениях.

Специфичным договором перевозки является договор фрахтования (чартер), в соответствии с которым, согласно ГК РФ, одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787). Наибольшее распространение чартер получил на воздушном и морском транспорте. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами. Чартер, имея определенное сходство с договором аренды транспортного средства с экипажем, отличен от последнего отсутствием передачи транспортного средства иному лицу и спецификой предмета договора фрахтования, выражающегося исключительно в оказании возмездных транспортных услуг.

Вам доступен конструктор договоров. Просто авторизуйтесь на портале 1С-Старт и создайте свой транспортный договор за 11 минут. Более подробный материал по транспортным договорам ниже.

Читайте так же:  Франшиза магазина разливного пива как открыть

Транспортные договоры регулируют правоотношения, связанные с перевозкой грузов и пассажиров. Гражданский кодекс не выделяет такие договоры в отдельную группу, но в предпринимательской деятельности понятие транспортных договоров применяется довольно часто.

Транспортировку грузов и пассажиров можно организовать самостоятельно, с помощью собственного или арендованного транспорта, или поручить транспортной компании. А может, ваш бизнес как раз связан с оказанием услуг по перевозке (кстати, наша статистика подтверждает, что такой вид деятельности популярен среди наших пользователей). Предлагаем разобраться в разновидностях транспортных договоров, т.к. права и обязанности сторон по ним разнятся.

К самым популярным транспортным договорам относятся:

  • договор перевозки;
  • договор транспортной экспедиции;
  • договор фрахтования;
  • договор аренды транспорта с экипажем и без него.

Мы уже подробно разбирали этот транспортный договор на примере договора перевозки грузов, поэтому здесь только напомним основы.

По договору перевозки перевозчик обязуется доставить груз, пассажиров или багаж в пункт назначения вовремя, в целости и сохранности, а отправитель – оплатить его услуги. Необязательно заключать договор перевозки грузов в виде единого документа с подписями обеих сторон. Для подтверждения договорных отношений между сторонами достаточно транспортной накладной, которая в кратком виде содержит все существенные условия договора.

Однако в большинстве случаев, особенно если речь идет о грузах, которые используется в дальнейшем в бизнесе (товары, сырье, материалы), сторонам может потребоваться согласование других условий, поэтому заключать письменный договор рекомендуется.

Изображение - Транспортные договоры proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.regberry.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fcontent%2Fimages%2Fw

Этот транспортный договор заключают, когда дополнительно к перевозке требуется оформление перевозочных и таможенных документов, сопровождение, хранение и охрана груза, обеспечение погрузки-выгрузки, другие дополнительные услуги. Правовые нормы экспедиторской услуги, кроме главы 41 ГК РФ, регулирует закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” и специальные Правила ТЭД (постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554).

Обратите внимание, что экспедиторская услуга – это не услуга самой перевозки, при этом оказывать ее может как специальный экспедитор, так и перевозчик (статья 801 ГК РФ).

Клиентом экспедитора может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель. Клиент не обязательно должен быть собственником груза, поэтому такую услугу может заказывать и лицо, действующее в качестве агента или комиссионера.

Транспортный договор об оказании экспедиторских услуг не могут заменить такие документы как: доверенность, счета-фактуры, заявки на перевозку груза, товарно-транспортные накладные и прочее. Сторонам надо обязательно составить договор в виде отдельного документа.

Законодательство не устанавливает жесткий перечень и описание всех возможных экспедиторских услуг, поэтому при согласовании предмета договора стороны должны подробно и полно прописать все обязанности экспедитора в каждом конкретном случае. Указание общей формулировки типа «экспедиторские услуги» или «услуги по сопровождению груза» может привести к тому, что договор будет признан судом незаключенным.

Исполнение договора экспедиции сопровождается следующими документами (формы документов утверждены приказом Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23):

  • поручение экспедитору – определяет перечень услуг экспедитора;
  • экспедиторская расписка – подтверждает факт получения груза экспедитором;
  • складская расписка – подтверждает принятие экспедитором у клиента груза на складское хранение.

Кроме этого, клиент должен предоставить экспедитору документы и информацию о свойствах груза и условиях его перевозки. Если это условие не выполнено, а без таких документов экспедитор не может выполнить свои договорные обязанности, то клиент несет ответственность за возможные убытки, причиненные им экспедитору.

Ответственность экспедитора по договору достаточно серьезна. Как минимум, он отвечает:

  • за нарушение сроков исполнения своих обязательств (если не докажет, что просрочка вызвана виной клиента или форс-мажором);
  • за утрату, порчу, недостачу груза (если не докажет, что это произошло из-за обстоятельств, которые он не мог предотвратить).

В договоре могут быть прописаны и другие виды ответственности сторон, например, право экспедитора удерживать груз до момента полной оплаты его услуг.

Договор фрахтования (чартера) занимает промежуточное место между договором перевозки и договором аренды транспорта. Заключают его при необходимости получить определенный объем вместимости транспортного средства (или весь его объем) на один или несколько рейсов. Гражданский кодекс только упоминает о таком виде транспортного договора (статья 787 ГК РФ), отсылая за регулирующими нормами к транспортным уставам и кодексам.

Чаще всего договор фрахтования заключается при перевозках воздушным или водным транспортом, но возможен и при перевозке груза автотранспортом (при условии, что груз перевозится в сопровождении представителя собственника груза, а учет перевозимых товарно-материальных ценностей не ведется).

В отличие от договора аренды транспорта фрахтователь не получает права временного владения и пользования транспортом, даже если зафрахтовано все судно или самолет. Фрахтовщик обязуется подать транспорт в оговоренное время в место погрузки груза и доставить его в место назначения. Погрузкой-выгрузкой груза занимается фрахтователь.

Транспортное средство (на примере водного транспорта) может быть зафрахтовано на определенное время и вместе с экипажем, так называемый тайм-чартер. Судно можно зафрахтовать и без экипажа (бербоут-чартер).

Заключая такой транспортный договор, арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование транспортное средство. Арендовать можно не только автомобильный транспорт, но и воздушный, водный, железнодорожный, специализированный. Услуги по управлению транспортом и его технической эксплуатации при этом не оказываются (статья 642 ГК РФ).

Это достаточно простой договор, к существенным условиям которого относят указание предмета договора и описание объекта аренды. Транспорт, который передается арендатору, должен быть описан подробно, с указанием индивидуальных признаков, которые отличают его от похожих транспортных средств. Описание объекта аренды должно включать в себя (на примере автомобиля):

  • марку, модель и цвет транспортного средства;
  • идентификационный номер (VIN);
  • номер и модель двигателя;
  • государственный регистрационный номер (знак).
Читайте так же:  Как стать инвестором с нуля

Срок аренды транспорта без экипажа определяется общими положениями об аренде, поэтому если срок в договоре прямо не указан, то будет считаться, что он заключен на неопределенный срок.

Транспортные договоры относятся к возмездным договорам, поэтому размер и порядок оплаты за пользование транспортом должен быть указан в тексте. Если же условие об оплате не прописано, то она будет равна обычно применяемой при аренде аналогичного транспорта при сравнимых обстоятельствах.

И все же, пренебрегать указанием порядка и размера оплаты не стоит. Это может вызвать не только споры об исполнении сторонами своих обязательств, но и лишить их возможности указать выгодные для себя условия. Арендная плата за транспорт может выражаться не только в виде денежных сумм. Арендатор может рассчитаться с арендодателем и по-другому:

  • определенной долей доходов или продукции, полученных в результате использования арендованного транспорта;
  • оказать арендодателю какие-либо услуги;
  • предоставить арендодателю право пользования какой-либо вещью, находящейся в собственности;
  • передать арендодателю в собственность какую-нибудь вещь, товар, материалы;
  • обязаться улучшить за свой счет арендованное имущество (например, отремонтировать или заменить детали).

По общему правилу, арендатор транспортного средства без экипажа имеет право сдавать его в субаренду, при этом согласия арендодателя на это не требуется. Если собственник транспорта против такой возможности, то такое условие надо включить в текст договора.

Запретить же использовать арендованный транспорт в договорах с третьим лицами арендодатель не может. Арендатору не требуется согласия арендодателя (а указанное в тексте такое условие будет неправомочным) на оказание услуг по перевозке грузов и пассажиров, буксировке, проведении геологоразведочных работ и др. Здесь учитывается только целевое использование транспорта, указанное в договоре аренды, а если оно не прописано, то его основное назначение (например, только для перевозки пассажиров или исключительно для перевозки опасных грузов).

По сравнению с договором аренды помещения, обязанность арендатора транспортного средства по его текущему и капитальному ремонту указана императивно, т.е. переложить эту обязанность на собственника транспорта Гражданский кодекс не позволяет (статья 644).

А вот расходы на содержание транспорта (диагностика, техобслуживание, мойка) и расходы, связанные с его эксплуатацией (ГСМ, расходы на парковку и стоянку), можно переложить на арендодателя полностью и частично. Это же относится к расходам на страхование самого транспорта и ответственности при его эксплуатации. По крайней мере, такое право у сторон договора аренды транспорта без экипажа есть (статья 646 ГК РФ).

Передается транспорт в аренду по акту приемки-передачи вместе с регистрационными документами на него. Если в момент приемки арендатор обнаружил в транспорте недостатки, которые можно устранить, то он может потребовать (по выбору):

  • устранить недостатки за счет арендодателя;
  • уменьшить арендную плату на сумму, равную ожидаемым расходам на устранение недостатков;
  • возместить в дальнейшем расходы на устранение недостатков;
  • заменить транспортное средство на аналогичное, в полностью исправном состоянии.

Арендатор не может впоследствии предъявлять претензии к недостаткам, если они были указаны в договоре, и арендатор был согласен на аренду такого транспорта, а также если он знал о них до заключения договора или не мог их не заметить во время осмотра.

В отличие от договора аренды недвижимости, арендатор транспорта не имеет преимущественного права продления договора на новый срок. Если арендатор заинтересован в длительном пользовании конкретным транспортным средством, стоит заранее предусмотреть условие о его выкупе. Выкупная стоимость транспорта может быть выделена в договоре одной суммой, дополнительно к арендным платежам, а может включаться в арендные платежи. В этом случае после уплаты всех арендных платежей и составления акта взаиморасчетов транспорт перейдет в собственность арендатора.

Договоры, связанные с перевозкой, относятся к транспортным договорам, к таким же договорам относятся договоры транспортной экспедиции и буксировки.

Предмет транспортных договоров – оказание услуги по доставке вверенных перевозчику объектов в пункт назначения.

Объектами транспортных договоров могут быть грузы, пассажиры и багаж (п. 1 ст. 784 Гражданского кодекса).

Общие условия перевозки определяются Гражданским кодексом РФ (гл. 40), транспортными уставами и кодексами, иными законами и правилами (п. 1 ст. 784 Гражданского кодекса). Условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность по этим перевозкам определяются соглашением сторон (ч. 2 п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса).

Характеристика транспортных договоров: возмездные, взаимные, могут быть реальными и консенсуальными.

Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение) определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта (ст. 788 ГК).

За перевозку взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, а при перевозке транспортом общего пользования – в соответствии с тарифами (п. 1 и 2 ст. 790 Гражданского кодекса).

Перевозчик имеет право удерживать грузы и багаж в обеспечение причитающейся ему провозной платы (п. 4 ст. 790 Гражданского кодекса).

Сроки доставки объектов перевозки в пункт назначения определяются в соответствии с транспортными уставами и кодексами либо должны быть разумными (ст. 792 Гражданского кодекса).

Читайте так же:  Вклады в банках череповца в 2019-2020 году с максимальной доходностью

Ответственность за нарушение обязательств по перевозке стороны несут в соответствии с Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (ст. 793 Гражданского кодекса).

Специфическими услугами, оказываемыми в огромных объемах, с высокой частотой и постоянством, без которых жизнедеятельность мирового сообщества в целом и любого гражданина в отдельности осуществляться не может, являются транспортные услуги, осуществляемые в форме перевозки граждан (пассажиров) и грузов. Объект данного отношения — осуществляемая по договорам перевозки деятельность субъекта (перевозчика), результат которой направлен на перемещение в пространстве определенных материальных предметов (тел) — одушевленных (людей) и неодушевленных (багажа, грузов) с сохранением их количественных и качественных характеристик.

Общие условия перевозки регулируются нормами гл. 40 «Перевозка» (ст. 784—800) ГК РФ. А ее конкретные условия определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами в зависимости от вида транспорта, перевозящего пассажиров или грузы (авиационный, железнодорожный, автомобильный, речной, морской, трубопроводный и т.п.). Данные уставы и кодексы имеют силу федеральных законов. И хотя правила перевозки в них не могут противоречить общим правилам гл. 40 ГК РФ, однако каждый такой устав и кодекс содержит в себе специальные нормы регулирования отношений субъектов применительно к деятельности конкретной транспортной отрасли.

Транспортные отношения реализуются по двум договорам перевозки.

По договору перевозки груза перевозчик обязан доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязан уплатить за перевозку груза установленную плату. Его заключение подтверждается составлением и выдачей отправителю транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом). Договор перевозки груза (как и пассажира и багажа) — реальный, т.е. считается заключенным не с момента его подписания сторонами, а с момента передачи («вверения») груза перевозчику отправителем.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение данного договора удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажными квитанциями, формы которых устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Пассажир вправе: 1) перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; 2) провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; 3) сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Специфический договор перевозки — договор фрахтования (чартер), по которому одна сторона (фрахтовщик) обязана предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок его заключения и форма договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами. Специфика договора состоит в том, что он соединяет в себе элементы отношений перевозки (транспортное перемещение) и аренды, когда заказчик пользуется в своих интересах предоставленным ему транспортным средством, реально им не владея, поскольку управление этим средством осуществляет его владелец.

Публичный договор перевозки — договор перевозки транспортом общего пользования. Она осуществляется коммерческой организацией и признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

Цена перевозки («провозная плата»), взимаемая транспортной организацией, устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено НПА. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

Гражданский кодекс РФ предоставил перевозчику законное право на удержание переданных ему для перевозки груза и багажа (но не пассажиров. ) в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не установлено НПА, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства. Если в соответствии с НПА уставлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Разновидностью договоров по критерию экономического содержания и правовых признаков являются транспортные договоры.

Транспорт – одна из важнейших отраслей экономики, призванная удовлетворять потребности населения и участников хозяйственной жизни в перевозках и связанных с ними услуг.

Единую транспортную систему Украины составляют:

транспорт общего пользования (железнодорожный, морской, речной, автомобильный, авиационный, городской электротранспорт)

промышленный железнодорожный транспорт;

пути сообщения общего пользования.

По своему значению и широким использованием ведущее место в транспортной системе Украины принадлежит транспорта общего пользования. Он является сложной хозяйственной системой, в которую входят:

органы, обеспечивающие организацию определенного вида транспорта;

специализированные хозяйственные организации, обеспечивающие функционирование транспорта (машиностроительные, ремонтные, конструкторские и т.п.).

Функционирование единой транспортной системы и ее составляющих в значительной степени обеспечивается за транспортные договоры.

Читайте так же:  Куда и как выгодно вложить деньги в сургуте

Транспортные договоры – это такие хозяйственные договоры, направленные на организацию и / или обеспечение перевозок грузов и предоставления других транспортных услуг участникам хозяйственных отношений. Транспортные договоры заключаются, как правило, при обязательном участии транспортных предприятий или (незначительно) индивидуальных предпринимателей, специализирующихся и перевозках. Транспортные договоры классифицируются по различным признакам:

по виду транспорта, который используется для предоставления транспорт-mix услуг на транспортные договора: на железнодорожном транспорте; морском транспорте на внутреннем водном транспорте; на воздушном транспорте; на автомобильном транспорте; на трубопроводном транспорте и в недалеком будущем – транспортные договоры на космическом транспорте (ч. З ст. 306 ГК Украины отмечается космический транспорт как один из видов транспорта), а также транспортные договоры, предусматривающие использование нескольких видов транспорта (в том числе смешанные перевозки);

по признаку доминирования в договоре организационных или имущественных элементов на: (а) организационные (обеспечивают организацию перевозок и предоставления других транспортных услуг) и (б) договоры о предоставлении транспортных услуг;

по характеру транспортных услуг, предоставление которых предусматривается договором, на: а) договоры перевозки грузов и организованных групп пассажиров (если договор заключается, например, туристической фирмой) б) договоры о предоставлении других транспортных услуг или комплекса услуг (обычно отражают специфику определенного вида транспорта).

Организационные договоры в сфере транспорта чаще всего направлены на согласование объемов перевозок и обеспечения благоприятных условий для перевозок. Такие договоры отражают плановые основы перевозок в сфере хозяйствования, что обусловлено спецификой транспорта (производственных возможностей) и необходимостью обеспечения его эффективности (ст. Б Закона Украины “О транспорте”). В организационных договорах указываются объемы и условия перевозок, не предусматриваются актами законодательства (кодексами, законами, уставами) и другие условия с учетом специфики транспортировки определенного вида грузов, конкретных грузоотправителей, местных особенностей и т.

Организационным договору является предусмотренный частинамиЗи4 ст. 307 ГК и ст. 914 ГК Украины долгосрочный договор, который заключается между перевозчиком и грузоотправителем (владельцем или владельцем груза). По такому договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а собственник (владелец) груза – передавать для перевозки груз в установленном объеме. В договоре также предусматриваются другие условия перевозок, включая порядок расчетов, условия предоставления транспортных мероприятий и тому подобное.

В зависимости от вида транспорта, которым предусматривается осуществление систематических перевозок грузов, долгосрочные (организационные) договоры могут иметь другие названия: навигационный – на речном транспорте, специальный – на воздушном транспорте, годовой – на автомобильном транспорте (собственно название “долгосрочный договор” применяется на железнодорожном и морском транспорте) – ч. 4 ст. 307 ГК Украины, ст. 36 Устава автомобильного транспорта, ст. 128 Кодекса торгового мореплавания, ст. 60 Устава внутреннего водного транспорта). В таких договорах указываются объемы и условия перевозок, их периодичность, порядок расчетов, рациональные маршруты, схемы грузопотоков, взаимная имущественная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств. Согласно организационных транспортных договоров заключаются договора о предоставлении транспортных услуг.

Разновидностью организационных транспортных договоров являются так называемые узловые соглашения, заключаемые на длительный срок (обычно и 5 лет) и определяют условия работы железнодорожных станций и других транспортных организаций, участвующих в прямом смешанном сообщении (перевозке грузов несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу) . Узловые соглашения являются обязательными для заключения транспортными организациями, участвующими в прямом смешанном сопряженной, а потому любая из заинтересованных сторон может обратиться в хозяйственный суд с заявлением о понуждении к заключению такого соглашения. Согласно этой разновидности транспортного договора организационного характера транспортные организации, участвующих в прямом смешанном сообщении обязуются за плату перемещать грузы с одного вида транспорта и другой с целью обеспечения процесса доставки от грузоотправителей до грузополучателей.

Организационные договоры на транспорте является консенсусными, а следовательно считаются заключенными в момент, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора.

Договоры о предоставлении транспортных услуг весьма разнообразны, что обусловлено характером таких услуг, спецификой определенного вида транспорта, использованием различных их видов и тому подобное.

Наиболее распространенными транспортными договорами в сфере хозяйствования являются:

договоры перевозки грузов;

договор транспортного экспедирования;

договоры на подачу и уборку вагонов;

договоры на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути;

Транспортные договора – одни из важнейших хозяйственных договоров, благодаря которым осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей. Как раньше, так и сейчас транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей. Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация и лицо, заинтересованное в транспортировке.

Транспортный договор можно определить как договор, по которому одна сторона (транспортная организация) обязуется оказать услугу по перемещению грузов или пассажиров для достижения предусмотренных им целей, а другая сторона (клиент) обязуется уплатить установленную плату. Транспортные обязательства – понятие собирательное, включающее разнотипные обязательства с одним, однако непременным элементом-услугой, суть которой – деятельность по перемещению грузов и людей в пространстве. Подобно тому как купля-продажа, поставка, контрактация сводятся в группу обязательств, опосредующих переход имущества в собственность, все обязательства об оказании транспортных услуг могут быть сгруппированы по единому для них сущностному экономическому признаку – специфической услуге по перемещению в пространстве. По этому признаку в разряд транспортных должны быть отнесены все обязательства, опосредующие транспортную деятельность в любом ее виде, несмотря на различия их конкретных экономических и юридических признаков.

Читайте так же:  Как рассчитать прибыль до налогообложения

Предложенное определение понятия транспортного договора позволяет, во-первых, выделить из большого числа отношений по оказанию услуг обязательства, опосредующие оказание специфической услуги по перемещению; во-вторых, провести «инвентаризацию» транспортных договоров; в-третьих, разграничить транспортные и широко распространенные на транспорте нетранспортные обязательства, тесно связанные с первыми и обеспечивающие их нормальное становление, развитие и прекращение; в-четвертых, выработать понятие вспомогательных обязательств на транспорте, обусловленное их выделением наряду с основным обязательством перевозки.

Понятие транспортной деятельности. Виды транспортных обязательств. Транспортные обязательства и договор перевозки.

1. Организация транспортного процесса не может быть сведена к одному только договору перевозки. Транспортная деятельность – многогранное явление, в котором огромную организующую роль играют разнообразные договоры.

Международный правовой акт

Транспортная деятельность – деятельность, связанная с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционная деятельность и другие, связанные с перевозкой транспортные работы и/или услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях. (Модельный закон СНГ “О транспортной деятельности”, принятый Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ постановлением 29-8 от 31.10.2007)

2. Непосредственно в ГК РФ выделяются следующие обязательственные договорные отношения:

– договор перевозки груза (ст. 785);

– договор перевозки пассажира (ст. 786);

– соглашение транспортных организаций о прямом смешанном сообщении (ст. 788);

– обязательства перевозчика по подаче транспортных средств, обязательства по погрузке (выгрузке) груза (ст. 791);

– договор об организации перевозок (ст. 798);

– договоры между транспортными организациями: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) груза и др. (ст. 799);

– договор транспортной экспедиции (ст. 801-806).

В транспортных уставах и кодексах можно обнаружить и другие договорные обязательства, связанные с перевозкой (например, договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры на железнодорожном транспорте – ст. 50 Устава железнодорожного транспорта).

Самостоятельные виды транспортных договоров: договор о буксировке, применяемый на водном транспорте (гл. XII Кодекса торгового мореплавания), договор на выполнение авиационных работ (гл. XVI Воздушного кодекса) и др.

Что касается договора фрахтования (чартера), помещенного в гл. 40 ГК в числе транспортных договоров (ст. 787 ГК), то такой договор, которому в кодексах морского и воздушного транспорта уделяется большое внимание, все же разновидность договора аренды транспортных средств.

3. Возникает вопрос: можно ли выявить какое-либо ядро, вокруг которого группируются все разнообразные виды договоров на оказание транспортных услуг, существует ли некая иерархия этих договоров? Казалось бы, в конечном счете все транспортные договоры призваны обслуживать собственно договор перевозки конкретного груза или пассажира. Однако в настоящее время такая традиционная точка зрения не может быть признана единственно верной.

Учение о системе транспортных договоров, где центральное, господствующее место занимают договоры перевозки пассажира или конкретной партии грузов, а все остальные договорные обязательства по отношению к этим договорам играют вспомогательную, подчиненную роль, основано лишь на обыденных представлениях о смысле деятельности транспорта (доставка пассажиров и грузов) и не имеет ничего общего с юридическим соотношением различных договоров, применяемых в сфере транспортной деятельности, в том числе опосредующих перевозки пассажиров и грузов

В следующих главах будут рассмотрены основные транспортные договоры: договор об организации перевозок груза, договор на подачу транспортных средств (глава 57); договор перевозки (глава 58); договор транспортной экспедиции (глава 59).

Литература

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003 (и последующие издания).

Белых В.С. Транспортное законодательство России и зарубежных стран, ЕС, ШОС, ЕврАзЭС (сравнительно-правовой анализ): учеб.-практ. пособие / отв. ред. В.А. Бублик. М.: Проспект, 2009.

Рекомендации Научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа N 1/2008 “О рассмотрении споров, связанных с применением законодательства о снабжении энергией и энергоресурсами, и споров, связанных с применением законодательства о перевозке” (по итогам заседания, состоявшегося 13-14 мая 2008 г. в г. Челябинске).

Мурзин Д.В. Проблемы применения законодательства о перевозке в судебно-арбитражной практике (комментарий к разделу II Рекомендаций Научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа, разработанных по итогам заседания 13-14 мая 2008 г.) // Вестник ФАС Уральского округа. 2008. N 3.

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) . Изображение - Транспортные договоры proxy?url=https%3A%2F%2Fstudopedia.org%2Fkartinki%2Fup

Изображение - Транспортные договоры 34547564343443
Автор статьи: Артем Гуреев

Добрый день. Меня зовут Артем, уже более 10 лет занимаюсь финансовым консультированием, являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here